Это выступление - реконструкция концерта, прошедшего в Горьковской филармонии в 1962-ом году.
12 ноября 1962го года в зале Горьковской филармонии всё было точно так. Звучала праздничная увертюра Шостаковича, концерт 1 для виолончели с оркестром и премьерное тогда исполнение «Песен и плясок смерти». Только на месте виолончелиста из Румынии был Ростропович. Песни и пляски смерти, которые сегодня исполняет Ирина Морева, тогда пела Галина Вишневская. А на том самом месте, где сейчас дирижирует оркестром Александр Скульский, в первом отделении работал Шостакович, кстати, единственный раз в своей жизни.
Артём Варгафтик, музыкальный критик, ведущий концерта: «Попытаться передать людям ощущение этого момента, этого легендарного стечения обстоятельств - это требует от нас невероятных усилий, и от солиста, и от оркестра и от маэстро...»
А обстоятельства сложились так, что в конце июля 62-го Шостакович закончил работу над оркестровой версией «Песен и плясок смерти» Мусоргского. До этого исполнение цикла вызывало немало трудностей. Ведь «Песни» были написаны Мусоргским для разных исполнителей в разных тональностях. В ноябре того же года на сцене филармонии Шостакович представил своё переложение, солировала великая русская певица - Галина Вишневская.
Александр Скульский, дирижёр: «Шостакович вслушивался в каждый звук, в каждый такт, в каждый мотив, Вишневская искала себя в этом новом произведении. Это вылилось в мощнейшее художественное событие...»
Когда организаторы только рассматривали идею ретро-концерта - посвящения Галине Вишневской, они обратились за помощью к Ольге Ростропович. И та подсказала, что на место дивы может встать сегодня только Ирина Морева, солистка оперного центра великой певицы.
Ирина Морева, солистка Центра оперного пения Г.Вишневской: «Я была с Галиной Павловной знакома. Мне очень повезло соприкоснуться с этой великой женщиной. Занятий 5-6 у нас было, а потом её не стало. Когда её видишь - такой магнетизм проходил, что хочешь - не хочешь запоёшь...»
На место Мстислава Ростроповича посоветовали Андрея Ионицу.
Марина, зрительница концерта: «Замечательный мальчик солирует сегодня. Мы в восторге...»
Андрей Ионица, виолончелист, Румыния: «Эта очень захватывающе - быть здесь в Нижнем Новгороде, впервые, и принимать участие в фестивале, о котором я столько слышал! На которым выступали такие выдающиеся русские музыканты, как Ростропович... Я очень счастлив быть здесь, и идти по стопам великих артистов...»
Те, кто был на том незабываемом концерте в 62-ом, вспоминают, шли в филармонию и понимали, что происходит что-то невероятное, даже среди хороших концертов. В ряд самых выдающихся событий программы Сахаровского фестиваля ставят зрители и современный концерт-реконструкцию.
Любовь Рыбальченко, Алексей Завылов, «ОбъективНО», ННТВ.
Источник:
ННТВ (видео)
Источник фото: ННТВ