9 мая посвящен новый цикл сюжетов «ННТВ» под общим названием «Победители». Его герои – последние оставшиеся в живых ветераны-нижегородцы. Живой голос истории.
Он помнит, как началась война. Как семья услышала объявление Молотова, и мама сказала: «Ну, вот, теперь плохо будет с хлебом и с сахаром».
Евгений Макаров, почетный ветеран Нижнего Новгорода, заслуженный ветеран Нижегородской области: «Подошло время служить, меня не берут в армию. Я был очень маленький, слабый, 38 кг, 39 весил. 148 рост. Меня не берут. Я настоял, настоял крепко. Меня взяли, взяли меня в школу радистов».
Евгения Макарова определили в 42-ую стрелковую дивизию. Настоящая война началась для него под Москвой.
Евгений Макаров, почетный ветеран Нижнего Новгорода, заслуженный ветеран Нижегородской области: «Первый день прибыли мы на фронт, нас немцы разбомбили, но у нас были фронтовики, офицеры, опытные ребята. Ребята говорят, откапывайте воронки, стали откапывать воронки, очень много спасли людей, которые потеряли сознание, но были живы».
Он освобождал Дёминск и Ельню. Осенью 43-ого года дошел до Орши на реке Пронь. В Витебской области им пришлось расположиться надолго. Евгений Иванович вспоминает, у солдат было много вшей, баня – величайшая редкость.
Евгений Макаров, почетный ветеран Нижнего Новгорода, заслуженный ветеран Нижегородской области: «Я помню – раз вот такой вот гимнастерку свою жарю, жарю. У меня воротник сгорел, пластмассовый. Трудно было, конечно».
За осень и зиму было 7 неудачных попыток наступления. Весной 44-го Советским войскам удалось закрепиться на западном берегу Проне.
Евгений Макаров, почетный ветеран Нижнего Новгорода, заслуженный ветеран Нижегородской области: «Было 2 атаки, я отбил, меня ранило, ранило в руку, в голову, мужики меня перевязали, ну так, успешно. Вызвал огонь на себя. И мы отбили в 2 атаки, и пошли вперед. И форсировали эту речку Проня».
Момент ранения Евгений Иванович Макаров считает одним из самых страшных. Немцы стреляли, бомбили, и казалось, что это конец.
Евгений Макаров, почетный ветеран Нижнего Новгорода, заслуженный ветеран Нижегородской области: «За минуту у меня промелькнула вся моя жизнь: где я жил, откуда пришел на фронт, где родился, вот промелькнула вся жизнь. Вот мгновение – бывает такое. Страшная война, страшная».
А затем Советская армия начала побеждать в этом сражении. Разбили все дороги, с двух сторон болота. Немецкие тракторы и танки встали. Противник сдавался.
Евгений Макаров, почетный ветеран Нижнего Новгорода, заслуженный ветеран Нижегородской области: «Они не знают куда бежать, они не знают куда бежать: налево, назад. Мы настолько хорошо их бомбили. Невероятно! Вы знаете, меня извините за выражение, я в туалет пошел по нужде, а 4 фрица вот так выходят и поднимают руки. Они не знали куда бежать».
Охраны для пленных не хватало, их пришлось вести не на восток, а на запад. Тем не менее, каждый шаг – опасность и смерть всегда близко.
Евгений Макаров, почетный ветеран Нижнего Новгорода, заслуженный ветеран Нижегородской области: «Кукушки» у них были часто. Удивляюсь, как они вот сидит на дереве. Сидит в лесу, подошли мы к одному хутору и стали воду пить, солдат пошел, его пристрелил, потом майор какой-то наш пошел, он его тоже ранил тяжело, но потом наши разведчики пошли, сняли его с дерева».
Освобожден Бобруйск, затем Могилев – и везде тысячи пленных. Командир обещает своим солдатам: «Возьмем Гродно, и отдохнем». 42-ая стрелковая дивизия форсирует реку Неман.
Евгений Макаров, почетный ветеран Нижнего Новгорода, заслуженный ветеран Нижегородской области: «Идем с боями, вдруг эсесовская дивизия, она открывает справа огонь. И мы драпаем. Пятки ломят, я драпал, драпал. Солдаты бегут страшно! Плавать не умеют наши солдаты. Кто на бревнах, да как, переплывают, да снова назад».
Если бы не подоспевшие «Катюши», неизвестно, как бы закончился бой. Подмога успела, Гродно освобождён. Наши солдаты готовы ворваться в Варшаву. Приказ Сталина – остановиться. Через 5 месяцев взята Варшава и там вновь ранение, но домой приходит похоронка.
Евгений Макаров, почетный ветеран Нижнего Новгорода, заслуженный ветеран Нижегородской области: «А мама стала гадать, гадала, гадала. Говорит: «Живой». И через 2 недели пришло письмо. А как раньше гадали, знаете? За печкой жгли бумагу, как она и определила, что живой».
Госпиталь и дальше в бой – Прибалтика, Кёнинсберг, Данциг и река Одер. Победу Евгений Макаров встретил в Берлине.
Евгений Макаров, почетный ветеран Нижнего Новгорода, заслуженный ветеран Нижегородской области: «Поют, радуются, уже кто поженился. Ну всех национальностей все дороги были заполнены. И я думаю, вот это да! Вот кто освободил. Историю не пересмотришь! Мы победили! Представляете? Мы освободили всю Европу! Если бы они второй фронт не открыли, мы бы до Португалии дошли. Они по телефону. Немцы по телефону Кельн сдавали. У нас знаете, напор то был, маршем шли».
В Германии ему пришлось задержаться. Там окончил офицерские курсы. И только в 51-ом году смог вернуться на Родину.
Александра Шеломцева, Алексей Калякин, «ОбъективНО». ННТВ