Это станет возможным, когда в Сарове перекроют проезжую часть, под которой находится подземелье. У археологов остается надежда найти древнее озеро. А пока ту часть лабиринта, которую уже раскопали показали нашей съемочной группе.
Первые шаги в подземных коридорах даются легко. После 30-градусной жары на поверхности, в прохладном подземелье всего 16 градусов. Здесь круглый год особый микроклимат. Сопровождающие нашей съемочной группы - священник, историк и экскурсовод - идут впереди нас. В подземных лабиринтах легко заблудиться. На первом уровне находим старинный храм. Его откопали лишь несколько лет назад.
«Мы сейчас находимся под проезжей частью. Под проспектом Мира. Даже если выпустить тепловые пушки, будет слышно, как ездят машины. Даже экскурсии опасно проводить, а не то, что уж работать под землей...»
Уникальный храм под землей был освящен в 1711 году. Вообще же этот подземный город монахи начали копать еще в конце XVII века. Но в середине прошлого столетия, когда Саров стал активно превращаться в город ядерщиков, здесь начали проводить взрывные испытания. Подземные коридоры были попросту засыпаны. Но несколько лет назад начались долгожданные раскопки. Археологам удалось очистить лишь три уровня. А ведь, говорят, это не предел, якобы на более глубоких уровнях здесь даже можно было добраться до древнейшего подземного озера. Похоже на красивое предание, не правда ли? Нет, отвечает историк. Все реально.
Светлана Рубцова, научный сотрудник монастыря Саровская пустынь: «Паломники XIX века говорили, что тут было озеро - сама порода - это дно древнего озера. Скорее всего, так и было. Почему же не продолжаются поиски? Потому что вести исследовательские работы под проезжей дорогой невозможно. Ждут, когда в 2018 году дорогу все-таки закроют...»
С каждым шагом это место влечет к себе все сильнее. Своей таинственностью и непривычной современному человеку тишиной. Неожиданно наша группа упирается в тупик. Дальше лишь небольшие и уж совсем узкие проходы. Наши сопровождающие предлагают развернуться назад. Но мы все-таки продолжаем свой путь, осторожно ступая по узкому коридору. Свет на камере нам в помощь. Находим небольшое помещение. Что это такое, становится понятно не сразу. Скамейка, вырезанный в стене иконостас и что-то наподобие обеденного столика. Это древнее жилище монаха.
«Размеры кельи вы можете увидеть сами. 3 метра в высоту, 2 в длину и 2 в ширину. И вот в такой маленькой келье монахи жили по несколько недель, здесь же ели. Но самое главное, все это время они неустанно молились...»
Связь с монахами-отшельниками поддерживали только другие монахи.
Алексей Пестрецов: «Они никуда не выходили, здесь была кромешная тьма, через окошечко передавали еду...»
Игумен Никон (Ивашков), наместник Свято-Успенской Саровской пустыни: «Туда пускались непростые монахи...»
Время в этом подземном мире летит незаметно. Три часа показались считанными минутами. Раскопки в подземелье еще будут продолжены, когда в Сарове перекроют ту самую автотрассу. Сейчас в Сарове полным ходом идут работы по восстановлению обители Саровская пустынь. Будут продолжены и раскопки, а, значит, еще есть надежда, что археологи доберутся до того самого заветного озера.
Наталья Лисова, Максим Веселов, из Сарова, «ОбъективНО», ННТВ
Источник:
ННТВ (видео)
Источник фото: ННТВ