Естественных мест нереста на Волге не осталось, стерлядь полностью зависит от рыбных хозяйств, где ее разводят. Они пока и близко не могут обеспечить такой гигантский объем, тем не менее, глаза боятся, а руки делают: региональная программа «зарыбления» набирает ход. Наша съемочная группа отправилась в деревню Фокино - посмотреть, как мальков выпускают в Волгу. Это одно из мероприятий в рамках года экологии, объявленного по указу президента России.
Чебоксарское водохранилище, Воротынский район. Здесь, неподалеку от границы с республикой Марий Эл, большое новоселье. В Волгу выпустили около 200 тысяч тысяч мальков стерляди.
Владимир Савкин, начальник отдела охраны водных ресурсов Нижегородской области: «Перед этим мы выпускали 40 тонн толстолобика по области, многие уже заметили по рыбным рынкам, что он появился. Тем более, они травоядные, а в наших водохранилищах цветение есть водорослей, так они их поедают».
Толстолобик, щука, сазан, теперь - «заселяют» и осетровых. Мальков везут спецтранспортом за 150 километров. Затем убирают дохлых - дорогу выдерживают не все. Потом взвешивают: здесь почти полтора центнера молоди.
В естественной среде выживет лишь каждый десятый из этих мальков. Главная опасность - хищники. А главные хищники - браконьеры. Дмитрий Иванович свидетельствует: многие ловят варварски, «выцеживают» молодь, не дожидаясь нереста. Сам он с детства рыбачит в этих краях, выбирается почти каждые выходные - но стерлядь пока ни разу не попадалась ему на удочку.
Дмитрий Гаранин, рыбак: «Хорошее дело, только она что-то не приживается. Выпускали много, на Суре выпускали. Но чего-то ее там нету, куда она девается, не могу сказать».
Стерлядь сейчас размножается в естественной среде только в Оке, где нет электростанций. А Волга ныне - по сути, сеть озер. Река разорвана плотинами, образующими водохранилища. Стерлядь по пути на нерест барьер этот преодолеть не способна. Популяция вымирает. Еще в советские времена осетровым стали помогать. Выращивают мальков на заводах: этакий «промышленный» нерест. В Нижегородской области за него отвечает Мулинское рыбное хозяйство.
Герман Магин, директор Мулинского рыболовного хозяйства: «Создали за 8 лет работы маточное стадо, занимаемся инкубацией, подращивем малька и по контрактам выпускаем его в родную среду».
Компенсационные мероприятия за природопользование: так официально называется выпуск мальков. Промышленники, энергетики, нефтедобытчики, все кто работает у рек, обязаны помогать восстанавливать поголовье, платить рыбзаводам за выращивание молоди.
Татьяна Аракчеева, начальник отдела рыболовства Госохотнадзора по Нижегородской области: «Большинство предприятий у нас оказывает негативное воздействие на нашу природную среду, в том числе на наши водные объекты. Один из видов компенсации - это выпуск живой рыбы».
За год в реки области выпускают - 620 тысяч мальков. Цифры внушительные, но лишь на первый взгляд. Специалисты посчитали: чтобы восстановить популяцию осетровых в наших реках, нужно триста таких грузовиков ежегодно.
Алексей Гамзов, Василий Низов, «ОбъективНО», ННТВ.