А дождливое лето стало причиной снижения качества пшеницы, ячменя и ржи. В результате селяне вынуждены продавать урожай ниже себестоимости. Что нужно сделать, чтобы выправить ситуацию?
В Богородском районе завершается уборка зерновых. На днях полностью закончили с пшеницей и ячменем в колхозе имени Кирова. И уже посчитали, во сколько обошлось вырастить урожай.
Алексей Гамзов, корреспондент: «Сейчас себестоимость зерна в этом хозяйстве — 7,5 рублей, классу у него четвертый, это означает, что за него никто их покупателей не предложит более 7 рублей, а чаще дают пять. И в эту цену еще входит НДС и доставка груза получателю до ворот, а ГСМ подорожали. Вот и получается, что без помощи государства, регионального правительства многие селяне не смогут свести концы с концами...»
Пшеница первого и второго классов - твердая, с высоким содержанием клейковины - в нашей области практически не встречается - широты не те. Самый обычный - третий класс, который позволяет балансировать на грани рентабельности. Но - и в этом нюанс - только если случается неурожай. Мало зерна - выше конкуренция за него у закупщиков. А большой урожай для колхоза, как ни парадоксально - беда. Причем она не приходит одна.
Михаил Кондратьев, главный агроном колхоза им. Кирова: «У нас почему-то всегда так... качество клейковины уже... солнышка не хватило...»
Иными словами: много дождей - зерновые «прут». Но, раз много дождей, мало солнца - значит, не вызревает пшеница как следует. Цена падает ниже себестоимости. Вот что стоит за бравурными отчетами об объемах собранного.
Павел Кондратьев, председатель колхоза им. Кирова: «Как сегодня нам рассчитаться.... и все будет нормально.... да, есть субсидии... это мизер...»
На селе понимают законы экономики - растущее предложение тянет цену вниз, но недоумевают, почему это не сказывается на всей цепочке от поля к обеденному столу.
Павел Кондратьев, председатель колхоза им. Кирова: «Я согласен, если только... крайним оказывается крестьянин...»
А другими крайними оказываемся мы, покупатели. Цена на хлеб, действительно, как минимум, не падает несмотря на любой урожай - слишком большие наценки у элеваторов, хлебозаводов и, главное, магазинов. А вот «второй хлеб» - картошку - «накрутить» сложнее - ее мы покупаем, в основном, «как есть», и готовим сами. Запасаться картофелем самое время - цены на минимуме, можно даже в розницу увидеть рублей за десять кило. Для колхоза имени Кирова она - спасение. Сдают ее выше себестоимости: хоть какая-то, да прибыль.
Так и выживают селяне: за счет диверсификации посевов и помощи из бюджета. А самые «продвинутые» развивают собственную переработку, как, например, в хозяйстве имени Ленина Ковернинского района, где и молокозавод, и мясокомбинат - и это далеко не единичный пример. Если уж прибавочная стоимость в переработке велика - селяне все активнее стремятся брать ее в свои руки.
Алексей Гамзов, Алексей Калякин, «ОбъективНО», ННТВ.