Этой теме сегодня посвящена наша рубрика «Экономика. Объективно». По прогнозам специалистов, по итогам года инфляция составит даже меньше трех процентов. В чем риски низкой инфляции и на ком она отразится в первую очередь - на эти и другие вопросы нашему корреспонденту ответил профессор экономики Джо Спорбэк.
Алексей Гамзов, корреспондент: «Несколько дней назад министерство финансов заявило о том, что инфляция по итога года составит около 3%, это на 1% меньше, чем прогноз того же Минфина, который был опубликован в начале 2017 года. Довольно интересная ситуация, поскольку обычно прогноз корректируется только в сторону увеличения. В итоге мы имеем самую низкую инфляцию за весь XXI век. И это уже сказывается непосредственно на нас, например, снижаются ставки по ипотеке. С другой стороны, снижается процент и по срочным вкладам, то есть быть рантье в наши дни все сложнее...»
Действительно, «хранить деньги в сберегательной кассе» теперь не так выгодно. Еще недавно 10% годовых по срочным вкладам было нормой, 13% - в пике. Сейчас 6-7%, не более. Зато кардинально поменялась ситуация с ипотекой. Еще свежи в памяти времена, когда ставка здесь была и 18, и даже 21% годовых. Сейчас средняя - 9 целых 6 десятых процента, а можно найти и за неполные 8. Как следствие, в России уже 4 миллиона ипотечников. Причем те, кто давно «сидит» в ипотеке, широко пользуются реструктуризацией кредита - переоформляются в других банках по новой, более низкой процентной ставке. Сейчас самое время это сделать. Финансовые возможности для простых россиян явно улучшаются, несмотря на то, что в экономике продолжается если не кризис, то стагнация.
Джо Спорбэк, преподаватель ВШЭ, профессор экономики (Маастрихт, Нидерланды): «Весь мир интегрирован в единое экономическое пространство. На Россию сейчас наложены санкции - к сожалению и для вас, и для сотен европейских компаний, которые прочно связаны с вашим рынком и чей товарооборот страдает. Вместе с тем рубль укрепился и находится в одном положении уже долгое время. Это создает предпосылки для низкой инфляции. Значит, и цены стабильны - например, на бензин или на недвижимость. Но важно понимать, что низкая инфляция - это еще не показатель того, что все хорошо...»
Вслед за снижением инфляции и одновременным укреплением рубля перестают расти цены. Конечно, речь об усредненном значении. Росстат рапортует - стоимость продуктовой корзины выросла за год всего на 1 процент. В итоге впервые с 2014-го россияне стали больше покупать. Например, продажи электроники и бытовой техники увеличились на 5%.
Джо Спорбэк, преподаватель ВШЭ, профессор экономики (Маастрихт, Нидерланды): «Ваш Центробанк независим, так же, как китайский, и волен устанавливать такие правила игры, какие находит нужными, это положительное следствие событий последних лет. У России масса возможностей сейчас. И если ЦБ считает, что для их достижения полезна низкая инфляция - он может ее сдерживать. Монетаристская политика сейчас направлена на поддержку покупателей, поэтому мы видим рост потребительского кредитования, ипотеки, объема покупаемых товаров. Другое дело, что из-за кризиса, санкций, падения курса рубля падает покупательская способность россиян на внешних рынках...»
Действительно, рассказывает профессор, если раньше у вас зарплата была, например, 1000 долларов, а теперь по курсу - только 500, вы уже не можете себе позволить отдыхать за границей с прежним размахом. Еще одно следствие - сильно подорожали импортные товары, например, та же электроника. Но есть свет в конце тоннеля: второй год подряд зарплаты растут в среднем быстрее, чем инфляция - 7-10% против 3-4-х. Если не грянет очередной кризис, возможно, через несколько лет мы и вернемся к уровню года этак 2010-го.
Алексей Гамзов, Ринат Бикбаев и Виктор Киселев, «ОбъективНО», ННТВ.