Никита Григорьев — корреспондент:
«В распоряжении спасателей обширный инструментарий: от ножа для рассечения рыбацких сетей до компенсатора плавучести. Он нужен для контроля уровня погружения под водой».
Водолазы всегда работают в паре. Во-первых, это ключевое правило безопасности специалистов, выученное на горьком опыте. Во-вторых, на глубине приходится находится фактически вслепую, и напарник помогает координироваться в пространстве. Помогает под водой и психологическая подготовка.
Михаил Шаповалов - начальник поисково-спасательного подразделения приволжского регионального ПСО МЧС России:
«Ориентироваться под водой при нулевой видимости невозможно, поэтому ты ориентируешься только по концу веревки, которая выходит на поверхность. И сверху люди, которые тебя обеспечивают, по всплывающим пузырям из аппарата понимают, где ты находишься, и выводят тебя в заданную точку. Водолаз просто разводит руки в стороны, ложится на грунт, медленно гребя ластами, или идя пешком, перед собой прощупывает все-все-все».
Но иногда непредвиденные ситуации все-таки случаются, и всплывать на поверхность приходится быстрее, чем нужно. В подобных случаях высок риск баротравмы — компрессионного заболевания, вызванного перепадом давления.
Дмитрий Иванов - спасатель 1 класса, водолаз 1 класса поисково-спасательного подразделения приволжского регионального ПСО МЧС России:
«Водолаз помещается в камеру, в камере поднимается давление до того, на котором водолаз работал на глубине. Потом он постепенно, с остановками для удаления газов из крови и тканей медленно поднимается на поверхность. Из самых частых распространенных — баротравма уха. Это когда водолаз не может выровнять давление в среднем ухе и рвется барабанная перепонка».
Михаил Шаповалов работает водолазом 10 лет. За такой долгий срок удалось побывать в разных местах, ситуациях, и услышать разные истории, иногда даже анекдоты и байки.
Михаил Шаповалов - начальник поисково-спасательного подразделения приволжского регионального ПСО МЧС России:
«В условном городе Н, свидетелем не был, кто участвовал не знаю. Жулики угнали и сбросили машину с моста, нужно было найти машину. Водолаз пошел под воду, нашел автомобиль, выныривает и спрашивает (ну естественно там полиция): «Мужики, какая машина нужна? Их тут четыре, одна на одной стоит».
Но, конечно, на самом деле, профессия эта сложная, изнуряющая и буквально физически тяжелая: базовая экипировка весит от 40 килограммов. А еще, к сожалению, часто сталкиваться с драмой — в прошлом году водолазы извлекли 29 утонувших. В этом году троих.
Служба информации: Никита Григорьев, Николай Прохоров