Наталья Куликова – корреспондент:
«Сейчас уже сложно отличить кто перед тобой, настоящий человек или искусственный интеллект. Виртуальные помощники повсюду: и в кафе, и даже в отделах взыскания долгов. Правда, теперь роботам-коллекторам запретят выдавать себя за живых людей».
С 1-го февраля звонок от голосового бота приравнивается к телефонному разговору с живым взыскателем. А значит, и вести себя электронные помощники должны, как коллекторы. Вот только последние - зачастую, тактичностью не отличаются.
Вот этот 38-летний предприниматель столкнулся с взыскателями в разгар ковидных ограничений. Вести бизнес стало сложнее, как и оплачивать кредит в срок. И без того напряженную обстановку усугубляли регулярные звонки из банка. Нервная дрожь бьёт до сих пор. Сниматься согласился только при условии, что мы не покажем его лицо.
Нижегородец:
«Звонили часто, требовали денег. Звонили даже моим родителям. Выводили на эмоции как меня, так и моих родителей».
А вот у нижегородки Ольги Князевой не было ни задолженностей, ни кредитов. Коллекторы попросту ошиблись дверью: сломали замок и оставили записку с угрозой.
Ольга Князева – нижегородка:
«Мы были дома, хотели выйти в магазин и не смогли открыть дверь изнутри. Страшно было, такое первый раз с нами происходит. Вот мы после этого случая приклеили наклейку «ведется видеонаблюдение», поставили систему контроля доступа на дверь».
Нередко атаки коллекторов приводят к печальным последствиям. Виктор Гурский - врач-психотерапевт с 20-летним стажем. Уверяет, груз долгов бьёт не только по карману, но и по психике.
Виктор Гурский - врач-психотерапевт:
«Это тревожные расстройства, это депрессия. Иногда, у особо чувствительных людей могут даже провоцироваться психозы. То, как работают коллекторы, это вообще исчадие ада. Это люди, которые попадут в ад».
Отношения коллекторов с должниками регулируются Федеральным законом. С июля прошлого года его нарушение может повлечь не только административную, но и уголовную ответственность: штраф до 5 миллионов рублей, а также до 10 лет лишения свободы.
Наталья Куликова – корреспондент:
«Коллекторские организации не вправе прибегать к агрессивным методам воздействия. Закон ограничивает и частоту телефонных переговоров: не более 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 в месяц. Встречаться с должником лично можно не более одного раза в неделю. При этом сообщения, звонки и личные встречи разрешены лишь с 8:00 до 22:00 в будни и с 9:00 до 20:00 в выходные и праздничные дни».
В сложной финансовой ситуации избавиться от долгов помогает банкротство. Процедура бесплатна, однако есть нюансы.
Екатерина Дубкова – юрист:
«В период прохождения процедуры банкротства нельзя свободно распоряжаться денежными средствами, потому что сверх прожиточного минимума будет удерживаться для погашения долгов. Нельзя распоряжаться своим имуществом: купить или продать квартиру, ну и нельзя брать кредиты. Нельзя забывать и о том, что всё имущество должника подлежит реализации за исключением единственного жилья, личных вещей и предметов домашнего обихода».
Контроль за коллекторами - задача судебных приставов. С 1 февраля ФССП будет контролировать и так называемых «автоматизированных интеллектуальных агентов» - роботов, которые пытаются взыскать долги с клиентов. Кто бы вам ни звонил - живой человек или виртуальный агент - не пугайтесь и сохраняйте холодную голову. Закон всегда на вашей стороне.
Служба информации: Наталья Куликова, Николай Прохоров и Анастасия Курочкина.