Анастасия Морозова – корреспондент:
«Представьте, что на этой площадке в этот самый день на качелях качались маленькие дети. Вот в этой квартире жила какая-нибудь счастливая семидесятилетняя бабушка, а над ней молодая семейная пара. У жены вечно ломались каблуки, и она обращалась вот в этот салон обуви. Вот, пожалуйста, что здесь сейчас».
Город Северодонецк с 2014 года был столицей Луганской области, подконтрольной Киеву. ВСУ заняли его в июле 2014. Ожесточённые бои за город проходили в режиме 24 на 7.
Анастасия Морозова – корреспондент:
«Смотрите, здесь граффити с девочкой и птичкой. И какое чёткое попадание в это граффити».
Северодонецк, как нижегородский Дзержинск, называют городом химиков, ведь именно в нём - огромный завод «Азот» и другие химпредприятия. Мало того, что ни одного не сохранилось - не уцелел ни один трансформатор или линия электропередачи.
Анастасия Морозова – корреспондент:
«Это что-то вроде телевышки, возможно какое-то радио. Здесь даже остались кипы бумаг, бумажные стаканчики, пачки из-под сигарет. Шкафчики вон там стоят. Просто не хочется верить своим глазам».
Разрушения - критические. Отступая, враг разграбил, взорвал и уничтожил всю коммунальную инфраструктуру. А развалины были усеяны минами.
Анастасия Морозова – корреспондент:
«В доме рухнул целый этаж. Упали все вещи. А в шкафу стаканы как стояли - так и стоят».
Анастасия Морозова – корреспондент:
«Не проходила слишком далеко, потому что всё равно страшно - это всё может обвалиться в любую секунду. И там вся дверь входная в пыли. И прямо на этой пыли написана фраза «здесь живут люди».
Такая надпись часто встречается на территории всего Донбасса. Люди писали в надежде, что это хоть как-то убережёт их от обстрелов или грабежей. В ходе боевых действий Северодонецк оказался разрушен на 90 процентов. Но, несмотря это, он довольно быстро возвращается к нормальному ритму жизни. На улицах с каждым днем появляется всё больше людей. Рассказывают, как справляются с эмоциями после пережитых обстрелов и беспределов ВСУ.
Елена - жительница Северодонецка:
«Созваниваемся иногда, связь ловим. Ну возле нас есть усилитель какой-то… на крышу лазили».
Елена - жительница Северодонецка:
«У меня дочка уже в Костроме с мамой. Они еще в начале уехали. Мы остались. Бежала я под горящим, вот там у нас дом спалённый. Муж кричит «ложись». Я говорю «куда ж ложиться, если она под ногами?», он говорит: «Да она над тобой летит!» Ничего, пережили. Всё это помнится, не забудется никогда».
Владислав - житель Северодонецка:
«Я потерял отца тут, в этом городе. Прилёт убил его».
Ещё каких-то пять лет назад в Северодонецке проживали около 140 тысяч человек. На 1 марта 2024 численность населения - 103 479 человек. Благодаря именно таким обычным работягам и помощи из регионов России почти уничтоженный украинской армией город восстаёт из руин.
Владислав - житель Северодонецка:
«Я вижу, что работы ведутся, но я понимаю, что на наш город этого недостаточно, нам надо гораздо больше. Я вообще сам мастер-сантехник. Соседям стараюсь тоже помогать, что-то делать, то есть не стою на месте».
За время боевых действий жители Северодонецка научились ценить каждый момент. Уже сейчас люди гуляют в парках, посещают магазины и ведут сельское хозяйство.
Людмила Иванова продаёт свой мёд, курицу, соленья и продолжает радоваться каждому дню.
Людмила - жительница Северодонецка:
«У меня дочка уехала из Северодонецка, говорит: «Я не вернусь, мам, меня устраивает жизнь в Швейцарии». А мы русские, у нас фамилия Ивановы. Страшно, когда прилетало. А сейчас жизнь идёт своим чередом!».
Владислав - житель Северодонецка:
«Я думаю, дальше надо жить, на что-то надеяться, во что-то верить».
Елена - жительница Северодонецка:
«Мама, Лерочка, сестричка! Скоро приедем, ждите!»
Служба информации: Анастасия Морозова, Василий Терёхин, Дмитрий Локтев