Мериновская матрёшка — самая древняя из нижегородских. Взгляд у неё строгий, напоминающий икону. Появилась она в начале 20 века в деревне Мериново, где мы сейчас и находимся.
Родилась эта матрёшка на реке Керженец в семье старообрядца Майорова.
Маргарита Алмазова – краевед:
«Арсентий Майоров был наставником у старообрядческой общины. Они жили в этой деревне. Его правнучка рассказала о том, что на территории огорода расположена моленная, куда собирались старообрядцы со всей деревни».
Деревня была большой, а народ — религиозным и трудолюбивым.
Ещё одна особенность дома Майорова — расположен необычно: с запада на восток. Так строились только храмы. Именно в этот дом Арсентий Майоров и привёз с Нижегородской ярмарки сергиев-посадскую матрёшку. Выточил по образцу и отдал расписывать дочерям.
Со временем сформировался мериновский стиль письма. Через пару лет в деревне насчитывалось больше сотни мастеров-игрушечников. Среди них и родственники Тимура Кулиева.
Точили матрёшки вот на такой «бабке». Ей почти 100 лет — это одна из первых. В день выходило более 50 матрёшек.
А делали всё на большом производстве. Туда мы и отправились со съёмочной группой. Правда, остался один цех, он перестроен на современный лад.
Среди изделий — вот такая матрёшка на ножках. Это авторская работа Тамары Корьевой. Мериновская роспись начала возрождаться благодаря именно этому мастеру 10 лет назад.
Тамара Корьева – заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской области:
«Вторая жизнь должна быть. И она должна иметь и птичек, и бабочек, и львов, вот я предложила, и грифонов по-мериновски. Я беру стилистику и даю ей вторую жизнь».
Именно мериновская матрёшка — предшественница семёновской. Но, несмотря на это, стили у них всё же разные.
Мериновские изделия можно увидеть и сегодня — на авторской выставке Тамары Корьевой. Также матрёшки выпускают небольшими сериями на художественной фабрике «Семёновская роспись». Но всё равно она остается коллекционным раритетом.
Служба информации: Юлия Чернова, Максим Веселов.