Метроном – символ Блокады. 150 ударов в минуту – предупреждение о налетах немцев. За 872 дня осады Ленинграда погибло, по разным оценкам, от шестисот тысяч до полутора миллионов горожан. Дневник школьницы Тани Савичевой – страшное свидетельство преступлений фашистов.
Всего девять страниц и скупые слова. Девочка потеряла всех: сестру, брата, бабушку, маму. В августе 1942 года Таню эвакуировали в Горьковскую область, но было уже поздно. Здоровье было подорвано, а ещё новое испытание — туберкулёз. 1 июля 1944-го здесь, в Шатках, она умерла. Ей было 14.
Елизавета Савичева, двоюродная правнучка Тани Савичевой: «Она была очень сильным ребёнком, что смогла это как-то пережить. Смогла как-то выехать. Хоть болезнь она и не поборола, но она навсегда для нашей семьи сильным ребёнком».
Горьковская область стала одним из главных мест приёма эвакуированных блокадников. За четыре года у нас приняли порядка 150 тысяч человек.
Подвиг блокадников помнят. Круглый стол «Таня Савичева. Эвакуация. Память» в Шатковском историко-краеведческом музее.
Борис Пудалов, руководитель комитета по делам архивов Нижегородской области:
«Совершенно справедливо сейчас историки во весь голос заговорили о необходимости более углублённого изучения событий Второй мировой войны — геноцид советского народа. И судьба Тани Савичевой и её родственников — это очень наглядный показатель».
Почётный гость встречи — Ратиш Наир, директор Русского дома в Тривандруме, Индия.
Ратиш Наир, директор Русского дома в Тривандруме, почётный консул РФ в Индии:
«Я мечтал сюда приехать, посмотреть сам. Тогда не удалось. Хотя я был 3 раза в Нижнем Новгороде, но я не мог сюда приехать. Но как раз искали и нашли родственников Тани Савичевой».
В дар музею Государственный архив Псковской области передал цифровые копии документов семьи Тани Савичевой.
Серебряные ложки, запонки, часы – всё это меняли на ставшие драгоценными продукты. Талоны-карточки на выдачу хлеба. Кусочек того самого – блокадного хлеба.
А вот тут представлен быт семьи Савичевых.
Ноты – братья Тани играли на музыкальных инструментах. А вот книга самой Тани – «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».
Швейная машинка — мама была замечательной швеей и вышивальщицей, и была приписана к швейной артели 1 Мая. Зима в осаждённом городе — тёплая одежда, санки, печка-буржуйка. Вот памятник «Тане Савичевой и детям войны посвящается». 12 арок с барельефами — сцены из военной и мирной жизни. И сама девочка.
«Об этом не надо забывать, что фашисты не только взрослое население губили, но ещё и детей».
«Это нужно, это же история наша. Это наша история — это те лишения и страдания, которые перенесли во время войны эти дети».
Память о Тане Савичевой жива.
Служба информации: Матвей Назаров, Алексей Фалин.