Дзержинский Третьяков - так называют Владимира Смирнова знакомые. Вот уже много лет он собирает картины, скульптуры и прочие раритеты. Однако расширению коллекции мешает квартирный вопрос.
Несколько лет назад в доме Смирнова вспыхнул пожар, который не только уничтожил часть находок, но и сделал ценителя старины бездомным.
Самый значимый предмет коллекции - этот гипсовый бюст сталевара 1957 года. Это потерянная работа известного русского скульптора Андрея Кикина. Между прочим, его творение - мраморная голова лидера ополчения, красуется на площади Минина, у поворота на одноименную улицу. Этот раритет, как ни странно, нашли знакомые Владимира Ивановича в гараже в куче хлама. Скорее всего, позировал скульптору простой рабочий.
Если учесть, что он найден в Выксе, это кто-нибудь из работников металлургического комбината, но бюст явно портретный, лепился на заказ.
Кроме этого экспоната, в активе ценителя искусства почти сто картин и пять скульптур, самые старые из которых датируются тридцатыми годами двадцатого века. А вот этой деревянной барышне всего около сорока и, как у любой барышни, у нее есть загадка.
На этих полотнах и виды Дзержинска тех незапамятных времен, когда город еще больше был похож на деревню, и работы самого собирателя древности. Наверное, самая близкая сердцу коллекционера - портрет дяди, погибшего во время Великой Отечественной, с которым Владимир Смирнов так и не успел познакомиться.
Владимир Смирнов, коллекционер: «Дядя пропал без вести при обороне Москвы в декабре сорок первого: мой друг просто увидел фронтовую фотографию и загорелся желанием написать портрет, кстати, очень, похоже».
Кстати, того самого снимка больше нет: он сгорел в пожаре еще семь лет назад вместе с картинами, число которых достигло восьмисот штук. Второй пожар уже не смог уничтожить ценных предметов искусства, но зато в нем сгорели все личные вещи и библиотека Владимира Ивановича.
Владимир Смирнов, коллекционер: «Даже то, что сейчас одето на мне собрали добрые люди: кто дал ботинки, кто брюки, кто пиджак».
Так Дзержинский Третьяков, именно так называют его художники, стал бездомным. Хотя меценату начала двадцатого столетья, наверное, и не снились проблемы его современного коллеги из Дзержинска. Приютил собирателя культурного наследия знакомый: они дружат всего два с половиной года, из них два живут бок о бок в скромном деревенском доме. Владимир Смирнов признается, что ему и здесь неплохо, но вот новые экспонаты хранить негде. Коллекционер и рад бы построить себе новый дом: и материалы есть, где достать, и друзья уже обещали помочь, но вот копеечная зарплата кладбищенского сторожа не позволяет этого сделать.
Источник:
ННТВ (видео)
Источник фото: "Аргументы и Факты"