Это произведение митрополит Иларион написал в Вене, когда был епископом Венским и Австрийским. Впервые оратория была исполнена пять лет назад в Москве и затем — в Риме.
После Баха к этой теме не раз обращались европейские композиторы, но в русской музыке оратория «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) — случай исключительный.
Митрополит Иларион (Алфеев): «Мне хотелось передать то, что я сам переживал. Это произведение связано со страстями Баха, но гораздо больше оно связано с православием. Мне хотелось наполнить историю страстной седмицы православным содержанием».
Взяв за основу литургические тексты страстной седмицы, композитор хотел выйти за границы храма и перенести христианскую историю на сцену. Православная традиция исключает аккомпанирующие инструменты, здесь на сцене не только хор и чтец, но и оркестр, и солисты. Эта музыка предполагает исключительно концертное исполнение, музыкальное образование, в том числе и композиторский факультет московской консерватории позволили митрополиту Илариону создать крупное по форме, многоголосное произведение.
Эдуард Пастухов, главный хормейстер нижегородского оперного театра: «Музыка написана с хорошим знанием хорового вокала. И идет прямо в душу. Сегодня эта музыка востребована, в том числе и по политическим соображениям».
Впервые «Страсти по Матфею» были исполнены в 2007 году в Москве. С тех пор эта музыка звучала в Стамбуле, Ватикане, Торонто, Мельбурне. А режиссера Павла Лунгина эта музыка побудила снять фильм «Дирижер», который вышел в прокат в этом году. Вокруг «Страстей» Илариона много споров, хотя бы потому, что сам жанр находится на стыке музыки духовной и светской, но это безусловно интересный музыкальный опыт.
Евгений Шейко, главный дирижер театра оперы и балета: «Работать было сложно и интересно. Это сложная, профессиональная музыка, на сцене и хор, и оркестр и чтец, но думаю, что все получилось. И надеюсь, что это произведение войдет в наш репертуар».
После плодотворного периода, когда были написаны и страсти по Матфею, митрополит Иларион несколько лет не писал музыки, а в прошлом году снова вернулся к сочинительству. Последние произведения «Stabat Mater» и «Concerto grosso» были исполнены в этом году с участием знаменитых музыкантов Владимира Спивакова и Дмитрия Когана.
Екатерина Оруджева. Сергей Пермовский, «ОбъективНО», ННТВ
Источник:
ННТВ (видео)
Источник фото: www.blagovest-info.ru