Обувь, мебель, будённовки, картины и даже гибрид «нарды-шахматы». Все это сделано в местах не столь отдаленных. Кстати, в отличие от других экспозиций здесь ставку делают не на сиюминутную выгоду, а с расчетом на будущее.
Продукция из-за решетки. Список наименований впечатляет. Есть все: от автозапчастей до предметов искусства. В 16-й колонии даже будённовки делают. Из старых шинелей. Говорят, пожалели такое добро на рукавицы пускать. И не прогадали.
Виктор Упадышев, начальник технического отдела ФКУ ИК-16: «Бешеный спрос! Я уже 4й год ими торгую, и каждый раз не хватает. В этом году привез 50 штук, так половина уже ушла!»
В других колониях не отстают - у каждой есть свой гвоздь экспозиции. В 4-й колонии, к примеру, шьют боксерские перчатки и груши. А вот новинка от колонии № 3 - нардо-шахматы. Такой игровой трансформер - доска одна, а комплектов фигур - два.
Алексей Виноградов, заместитель начальника ЛИУ-3: «Чтобы в зависимости от желания - кто в шахматы хочет, кто в нарды - можно меньше места занимать, сделали вот...»
Или вот - отдельный стенд с картинами. Видно сразу - талантом художники из мест не столь отдаленных не обижены. Кто-то рисует а ля Шишкин, кого-то прельстила живопись в стиле «ню». Но соль здесь в другом.
Александр Якименко, инспектор отдела воспитательной работы ГУФСИН России по Нижегородской области: «Это художественные работы осужденных, которые они выполняли в свободное от работы время. Для себя, для души!».
Но это все продукция «на любителя». Меж тем товаров широкого потребления на выставке не меньше. Каждая колония специализируется на чем-то своем: мебель, одежда, обувь... Покупателей - пруд пруди.
Марина Снегирева, покупательница: «Я взяла вот досочки прекрасные, 35 рублей досочка, представляете? Качество-цена - все устраивает!»
Ирина Саулина, покупательница: «Я два товара взяла: табуретки удобные — складные - и вот это - чтобы было! Это ж ручная работа (рукавицы)».
Впрочем, продажи - дело десятое. Труд - он сам по себе облагораживает, шутят в ГУФСИНе. Многие только в колониях работать и начинают. Одно плохо - заказов дефицит.
Виктор Дежуров, начальник ГУФСИН России по Нижегородской области: «Это наша боль. В колонию приедешь - в отряде 100 здоровых молодых мужиков с утра до ночи глядят в ТВ. И просят - дайте работу! Время же быстрее пойдет даже...»
Меж тем дать профессию - это полдела. Трудоустроить бывшего зэка - вот задача. Но в ГУФСИНе не сидят сложа руки. Пилотный проект помощи в трудоустройстве уже запущен. Реализуют на базе 20-й колонии. Группа осужденных там хоть и сидит, но не стоит на месте. Для нее уже забронированы рабочие места на одном из нижегородских предприятий. Если дело выгорит, схему внедрят повсеместно. Чтобы у каждого был стимул «на свободу не только с чистой совестью, но и с профессией».
Кирилл Антоневич, Сергей Таиров, «ОбъективНО», ННТВ.
Источник:
ННТВ (видео)
Источник фото: ННТВ