Это 130 копий фотографий, которые были сделаны в позапрошлом веке. Наша съемочная группа побывала в архивохранилище, и мы одними из первых увидели неизвестные ранее негативы и отпечатки фотографий Максима Дмитриева.
В архивохранилище холодно и до жути тихо - условия выживания тайн прошлого. Десятки тысяч негативов и отпечатков великих фотографов - Андрея Карелина, его ученика Максима Дмитриева. Часть снимков кроме автора и архиватора не видел никто. Буквально каждый негатив - такого самого большого формата - собирают как пазл - стекло со временем стало хрупким. Нам показывают лучшее из сохранившегося. Работа Дмитиева - Благовещенская площадь, ныне Минина и Пожарского.
Ксения Доринова, корреспондент : «После войны в 40-е в Горьком появились парники из негативов. Теплицы для выращивания овощей из работ Дмитриева. Вообще это легенда, но очень похоже на правду... »
Максим Петрович Дмитриев делал фотографии первых лиц государства - это визит Николая Второго в Нижний, а потом ехал по деревням и снимал босяков, тифозных больных. Дмитриев положил начало новому жанру фотографии - публицистике. Эта нищета из знаменитого альбома «Неурожайный 1891-92 год» в Нижегородской губернии шокировала. Когда фото разошлись по стране, состоятельные россияне стали отправлять деньги и еду голодающим Поволжья. Многие современники были не в восторге от дмитриевского реализма. Но это его не останавливало. Мастера вообще было невозможно остановить. Часть свой жизни он посвятит Волге. Тысячи фотографий - 10 лет он путешествовал с многопудовым грузом - первые фотоаппараты были громоздкие.
Игорь Захаров, директор Госархива аудиовизуальной документации Нижегородской области: «От истоков до устья в течение нескольких лет, он фотографировал Волгу, фото того времени Волги нет ни у одного автора».
Лауреат парижской и брюссельской выставок. Его гений не разгадан до сих пор. Фотографии технически безупречны. Наши с вами современники не могут найти ошибку в композиции кадра, о высочайшем мастерстве слагают легенды.
Светлана Пожарская, заместитель директора Госархива аудиовизуальной документации Нижегородской области: «Ккак падает свет, поворот головы, как выстроена композиция, отмечают постановочные кадры. Это сейчас все на автомате - в цифре. А Дмитриев все делал по наитию, по чутью».
Дмитриев человек был обеспеченный. Это его автопортрет и семья. Свои работы сдавал краеведам. В его ателье ходили знатные купцы, чиновники, а бедняков, которые не могли накопить денег, чтоб сфотографироваться - снимал бесплатно. А потом - 1917 год. Дмитриева объявят эксплуататором - в его ателье трудились наемные рабочие - и буржуазным элементом. Фотографии конфискуют. Большевикам такие и самим очень нравились.
Светлана Пожарская, заместитель директора Госархива Аудиовизуальной документации Нижегородской области: «Власть решила, что они нужны советской власти, и фото купцов, губернаторов, с Нижегородской ярмарки - все подводили под революционную стезю, чтоб показать, как угнетается народ. И только такие могли остаться в архиве».
Так нам досталась большая часть наследия великого фотографа. Ненужные негативы ушли на теплицы. Дмитриева трудно переоценить. Наследие мастера - это целая эпоха, та царская Россия.
Ксения Доринова, Ренат Бикбаев, «ОбъективНО», ННТВ.
Источник:
ННТВ (видео)
Источник фото: http://www.idiismotri.ru/catalogue/art/foto%20muzei?time=2011.05.03